Выпуск 6

О цифровом МИЭМ: в общем и частностях

Праздники закончились и теперь наступает время трудовых будней. Онлайн-пары, презентации, общение с преподавателем в чате, - всё это стало неотъемлемой частью дистанционного обучения. И в сегодняшнем дайджесте вы узнаете о помощниках онлайн-формата в МИЭМ.

Ликбез дистанционного обучения

Если на онлайн-обучении вы открыли в себе талант писателя, фотографа или певца либо просто хотите поделиться своими мыслями о дистанционном образовании, то переходите по ссылке и участвуйте в конкурсе работ от Вышки.

Новости и анонсы МИЭМ

До 15 мая компания IBM проводит семинары для всех, кто интересуется IT-отраслью. Темы семинаров и ссылку для регистрации на каждый из них можно найти здесь.

Если вы давно хотели создать свою проектную группу или присоединиться к группе преподавателей, то пришло время участвовать в конкурсе факультетов на формирование проектных групп в НИУ ВШЭ. В случае успешного прохождения конкурса ваша группа получит организационную, информационную и финансовую поддержку. Подробнее по ссылке.

Главная тема: о цифровом МИЭМ

Для начала поговорим о том, что было известно на момент первого дайджеста, который вышел почти месяц назад.

Помощник 1. LMS Google Classroom

В первую очередь это аналог вышкинской LMS. В этом сервисе публикуются автоматически записанные занятия, стоящие в РУЗ, домашние задания по предмету, материалы курса – от презентаций к лекции до табеля успеваемости.

Внутренние и внешние грейдеры помогают осуществлять проверку заданий. О том, что такое грейдеры в целом, будет сказано немного позже.

Необходимый инструмент для ведения проектной деятельности. Здесь находится вся информация о проектах. Студенты могут участвовать в проекте, выбрав вакансию, которая им по душе, и дожидаться утверждения руководителем. Более того, в конце каждого четырехнедельного цикла чат-бот задает участникам проектов вопросы, собирая таким образом отчет. Ответы записываются в цифровой след, карточки с вопросами в Trello удаляются. Такое решение позволило освободить участников от заполнения форм.

В следующем году планируется распространение этого инструмента на ВКР и МКР в обязательном порядке, внутридисциплинарные проекты по желанию руководителя.

Из нововведений: добавить проект теперь могут как зарегистрированные пользователи, так и внешние.

Помощник 3. Трекер Trello

Как было сказано ранее, с помощью чат-бота возможно вести учет проектов через Trello. Однако этот сервис удобен и для пользования студентов и преподавателей, не задействованных в проектной деятельности. Например, Kanban-доска помогает не пропускать дедлайны, отмечать всё, что сделано или находится в процессе выполнения.

Помощник 4. Чат Zulip

Это общемиэмовский чат, где можно как общаться по учебным вопросам, так и найти миэмовца за пределами привычного круга общения. Это актуально не только для проектной работы, но и для саморазвития. Главным плюсом чата является двухуровневая структура сообщений: есть темы и каналы. Также всё в Zulip сохраняется – сейчас в МИЭМ более 2500 пользователей и их число будет увеличиваться ежегодно. Более того, каждый пользователь автоматически подписывается на соответствующие каналы своей группы или потока. В чате установлен прямой контакт со всеми подразделениями и организациями, в том числе учебным и проектным офисом, студенческим советом, что тоже полезно.

Со следующего года будут создаваться отдельные каналы для каждого предмета. Сейчас же либо пользователи сами создают нужные каналы, либо преподаватели проводят консультации в каналах соответствующих групп.

Помощник 5. Видеочат Jitsi

В расписании по умолчанию синхронные занятия назначаются в виртуальных комнатах meet.miem.hse.ru, соответствующих номерам аудиторий. Занятия, которые ставит в Jitsi учебный офис, попадают в отдельный Google-календарь, из него каждую ночь создаются трансляции на Youtube с указанием времени. Ссылки на эти трансляции публикуются в соответствующем курсе Classroom. Jitsi отдаёт в цифровой след детальную сводку о проведении занятий, включая поименный список участников и время их присутствия. Сервер позволяет проводить онлайн-совещания и занятия до 60 человек. При необходимости в Jitsi можно создать собственный кабинет.

Из нововведений: Jitsi теперь различает студента и преподавателя. Модераторские права автоматически передаются преподавателю, когда он заходит в комнату. Имена показываются не те, что ввели участники в своих настройках, а те, что записаны в каталоге пользователей.

Это не просто система версионного контроля, но и учебная платформа: на базе репозитория будут строиться грейдеры. Более того, освоение методов промышленной разработки (CI/CD) – одна из задач подготовки IT-специалистов. Здесь собираются все проектные наработки. Далее Gitlab будет вводиться как рекомендуемый инструмент во все дисциплины, где ведутся программные разработки.

Почта с доменом @miem.hse.ru открывает немало возможностей. Создание документов с совместным редактированием, использование таблиц с доступом для нескольких пользователей, безлимитное хранилище на диске, календарь – вот, что могут дать вам сервисы Google Documents при использовании миэмовского аккаунта.

Помощник 8. Облачный видеорекордер МИЭМ

Трансляция записи занятий на Youtube, выгрузка в LMS Classroom записи занятий, проходящих в специально оборудованных аудиториях, запрос нужных записей на сайте – всё это возможно, в том числе и благодаря облачному видеорекордеру. Что интересно, это полностью самодельный сервис, прошедший два года проектной модели. Вокруг данного проекта сформировалось много небольших проектов. NVR – отличный пример того, что студенты способны работать на результат.

Узнав о 8 помощниках онлайн-формата МИЭМ, вы можете сделать первый выдох. Однако пришло время рассказать о том, что нас ждет в ближайшее время.

Помощник 9. Решебник

Эта электронная тестирующая система уже запущена. С её помощью студенты могут тренироваться в решении задач по тем предметам, где есть математика, решать тесты, назначенные преподавателем. Преподаватели могут составить собственные тесты на основе шаблона. Более того, здесь есть генератор вариантов заданий: в примерах можно задать переменные, который каждый раз будут изменяться. Также для записи заданий и ответов в виде формул предусмотрен визуальный редактор. Решения проверяются в аналитическом виде, что позволяет использовать систему для сложных математических задач.

Решебник – одна из составляющих в разработке электронной системы поддержки обучения.

Помощник 10. Big Blue Button

Это вебинарный сервис, который будет работать параллельно с Jitsi. Big Blue Button позволит рисовать на экране, не требуя дополнительных приложений.

Помощник 11. Интеграция с Zoom.

В перспективе занятия, которые проводятся на этой платформе, будут создаваться автоматически, а данные об участии и записи – переноситься в цифровой след. По мере готовности интеграции с Zoom будет автоматизирована запись и мониторинг для цифрового следа. Эта работа уже началась.

Мы подошли к концу списка главных помощников онлайн-формата в МИЭМ, однако отдельного внимания заслуживают грейдеры, которые упоминались в описании Classroom и Gitlab.

Грейдеры — это мощный инструмент и для преподавателя, и для студента. Все видели очереди на сдаче лабораторных работ, а ведь их можно избежать: на проверку компьютеру отправляются решения без каких-либо ограничений. В прошлом учебном году были сделаны работающие прототипы и несколько из них даже используются. Отличие грейдеров от проверяющих инструментов в обычных онлайн-курсах состоит в том, что грейдер проверяет не только ответ, но и результат выполнения полученной от студента команды/программы в той среде, где она должна выполняться. Сейчас сделана довольно простая версия, в развитии грейдер должен давать развернутые комментарии, поясняющие, что пошло не так и как это поправить. Настоящий тренажер. Особую важность это представляет ещё и потому, что МИЭМ готовится к формату обучения по запросу.

Еще в первом дайджесте анонсировался грейдер проверки для изучающих Си. Интересно, что в нём объединяются разные сервисы. Задачу студент получает в Gitlab, комментарии после проверки его решения — в чате Zulip, а оценку — в Lms Classroom. При этом соблюдается стандарт EdX External Grader. Эти наработки легко переносимы в Coursera, EdX, Stepik и другие платформы, которые поддерживают этот стандарт.

«Сейчас будет открыт проект по разработке грейдеров. Мы ждем в нем в первую очередь нынешний 1-2 курсы, для них проекты в следующем году обязательны. Это удобная точка входа в проектный формат работы, из нее можно легко вырасти в другие задачи, потому что проектов в цифровом МИЭМ много. Мы начинаем уже в мае, хотя эта тема будет идти не один год», - говорит Д.А. Королёв.

Дайджест подготовила Тараскина Ирина (Медиацентр МИЭМ)