Выпуск 5

Новости и анонсы МИЭМ


Онлайн-курсы на «Открытом образовании»

100 онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно. Центр вычислительных наук об образовании НИУ ВШЭ собрал данные, по которым можно понять, как выглядит слушатель Вышки на «Открытом образовании». Портрет студента составлялся на основе данных физических лиц, которые учатся на курсах ВШЭ. Cейчас университет работает над созданием ещё 13 программ, среди которых «Мастерство учителя», «Поэзия средневековой Японии», «Управление человеческими ресурсами» и другие.

Посмотреть портрет пользователя: www.hse.ru/news/edu/361237002.html

Новая мера в общежитиях Вышки

С 29 апреля в общежитиях Вышки ввели обязательную самоизоляцию для студентов, вернувшихся из других регионов. Как минимум за сутки до возвращения в свою комнату студент обязан написать на электронную почту заведующему общежитием и сообщить о дате и времени прибытия. После ему скажут, в какое общежитие нужно приехать. Помещения для самоизоляции оборудованы душем, кухней и бытовыми приборами. Учащимся придется пробыть там две недели с момента возвращения в общежитие. Новое правило распространяется на тех, кто отсутствовал в здании больше суток.

Виртуальная Покровка

3 мая прошло торжественное открытие Покровки в Майнкрафте: теперь можно не только дистанционно учиться, но и гулять по новому корпусу. Ректор Ярослав Кузьминов даже выступил на открытии виртуальной Покровки, а один из организаторов, студент 2-го курса ОП «Информатика и вычислительная техника» Роман Курочкин рассказал о Дне открытия проекта. Команда строителей постаралась на славу! Надеемся, что ребята не остановятся на этом и реализуют наш любимый корпус МИЭМа в Строгино.

Об открытии Покровки в Майнкрафт рассказано здесь: https://www.hse.ru/our/news/362372048.html

фотография виртуальной Покровки с открытия

Курс вебинаров «Управление данными»

Компания «Юнидата» и НИУ ВШЭ организуют для студентов Вышки серию бесплатных обучающих вебинаров «Управление данными». Курс начнется с середины мая, но набор уже открыт. Специалисты «Юнидата» проведут 5 вебинаров и расскажут о специфике работы с платформами управления данными, а также о таких областях, как Data Governance и Data Quality. Каждому участнику будет выдан сертификат «Юнидата: Управление данными. Базовый уровень».

Узнать, как записаться на курс, можно по ссылке: https://www.hse.ru/our/news/360914389.html

Вакансии Вышки

Вышка выставила подборку вакансий в разных подразделениях университета. Новые позиции ждут вас в сфере IT-специалистов, научного подразделения, бухгалтерии и финансов, маркетинга и безопасности. Факультеты и административный персонал также предлагают свои вакансии.

список вакансий IT-специалисты

Ликбез дистанционного обучения

Технические работы

На платформе Jitsi сейчас идут технические работы: идет отладка второстепенных сервисов:

1) Теперь права модератора передаются преподавателям при входе в комнату. Если в комнате более одного сотрудника, то права модератора будут и у других преподавателей.

2) Запись запущена в виде трансляций на Youtube.

3) Лимит участников в комнате – 60 человек.

4) Jitsi умеет балансировать нагрузку. Теперь этот механизм отлажен.

5) В списке участников конференции отображаются теперь паспортные имена пользователей. Студенты могут изменить в настройках свое имя, но никто его не увидит – в каталоге по-прежнему будет высвечиваться их первоначальное имя.

Как следить за обновлениями

Это довольно просто сделать. На сайте «Онлайн обучение в МИЭМ» рассказано о многих ресурсах, там же представлены полезные ссылки и прошлые выпуски дайджестов. Информация на сайте все время добавляется и обновляется, так что посещать сайт – дело полезное. Если вы до сих пор не знаете, что на платформе Zulip есть чат МИЭМ, а в личном кабинете нашего факультета можно записаться в проект, то можете перейти на сайт прямо сейчас и во всем разобраться: https://info.miem.hse.ru/

интерфейс раздела «онлайн ресурсы МИЭМ»

Вход в meet.miem.hse.ru

Теперь при входе в онлайн-аудитории на платформе Jitsi в поле логина можно вводить как полностью миэмовскую почту с соответствующим доменом (username@miem.hse.ru), так и ее первую часть до «собаки» (username). Больше не нужно ломать голову и напрягать память, чтобы вспомнить свой логин: будут приняты оба варианта.

Wolfram Mathematica

На время дистанционного обучения студентам и преподавателям доступна лицензионная версия Wolfram Mathematica online. Для получения ресурса нужно зарегистрироваться на сайте через корпоративную почту (для студентов это почта с доменом еdu.hse.ru, а для преподавателей hse.ru) и подтвердить свои данные через письмо от компании Wolfram.

Подробная инструкция: https://info.miem.hse.ru/

интерфейс Wolfram Mathematica online

Итоги опроса о переходе на дистанционное обучение

Первого апреля был запущен опрос о готовности студентов к дистанционному обучению. Миэмовцы разных программ и курсов проголосовали за самые удобные платформы для проведения занятий, рассказали о своих проблемах при переходе на новый формат обучения и попросили о некоторых изменениях. Давайте познакомимся с результатами этого опроса и посмотрим, насколько МИЭМ оказался готов к онлайн-обучению.

Прежде всего: кто принимал активное участие в мониторинге. Это были третьекурсники? Или второкурсники? Нет, это были наши студенты с первых курсов. Более трехсот первокурсников откликнулись на опрос, за ними активность проявили ребята второго курса (более двухсот студентов), затем третьекурсники и учащиеся четвертых-пятых курсов. На сегодня около 800 человек отправили свои ответы в гугл-форме.

диаграмма, которая показывает количество опрошенных с разных курсов

Если говорить об образовательных программах, то самыми отзывчивыми оказались студенты ИВТ (почти 50%), затем учащиеся ПМ, ИТСС и КБ.

диаграмма образовательных программ проголосовавших

Теперь давайте посмотрим, были ли проблемы с переходом на дистанционное обучение, и если да, то какие. Оказалось, что у 73% проголосовавших не возникло проблем с новым форматом общения студент-преподаватель. Однако у остальных они были. Виноваты здесь многие факторы, один из них интернет-соединение. У 7 человек из опрошенных в целом проблемы с доступом в интернет, у 81 интернет-соединение есть, но не стабильно. Остальные ответили, что не имеют проблем с доступом в интернет.

Из 788 студентов 58 имеют проблемы с доступом к конкретным курсам. Еще 10 имеют проблемы исключительно с теми курсами, которые проводятся на платформе Jitsi Meet (в настоящее время инфраструктура для данной удобной работы на платформе активно развивается). Также возникли проблемы с подключением к таким корпоративным ресурсам, как LMS, MS Teams, Google Classroom. Напоминаем, что преподаватель может сам выбрать платформу для проведения семинаров, консультаций и конференций. Поэтому вы можете поговорить с вашим преподавателем и попросить его перейти на другой ресурс для обучения. Может быть, поэтому 52% процента опрошенных считают, что все проблемы решаемы, и дистанционное обучение можно продолжать дальше.

Среди других проблем студентов с переходом на новый формат обучение можно выделить большое количество используемых платформ: они считают это неудобным. Приходится все время проверять свои аккаунты на разных сайтах, чтобы не упустить важную информацию. Учащиеся отмечают также медленную адаптацию преподавателей к дистанционному обучению. Кто-то не смог научиться пользоваться функцией «демонстрация экрана», кто-то компенсирует качество занятий количеством домашних заданий, а кто-то еще не смог переделать систему оценивания. И у ребят, и у преподавателей остался открытым вопрос с лабораторными работами, которые нельзя провести в домашних условиях. Пока неясно, как с ними быть. Помимо этого, студенты жалуются на плохое интернет-соединение у преподавателей, которое мешает вести полноценные пары, и на медленную связь студент-преподаватель: не всегда преподаватели могут отвечать быстро и оперативно, приходится ждать ответ несколько дней. К сожалению, здесь учащимся придется запастись терпением: студентов намного больше, чем преподавателей. Поэтому у большинства последних просто физически не получается поддерживать быструю связь со своими учениками: им тоже нужно проверять сразу несколько почт и учебных платформ, где находятся не только письма от студентов. Если говорить о хорошем, то в МИЭМ уже запущена программа методических вебинаров для преподавателей, направленная на освоение цифровой среды.

Согласно опросу, самые используемые платформы для взаимодействия с преподавателем такие (расположены по убыванию популярности): Google Classroom, электронная почта, Zoom, LMS, Skype, Вконтакте и WhatsApp. А вот какие инструменты были указаны в ответ на вопрос «какие онлайн-платформы вы считаете наиболее удобными для дистанционного обучения» (расположены по убыванию популярности): Google Classroom, Zoom, MS Teams, электронная почта, Вконтакте и LMS. Лидеры в обоих опросах совпали, что не может не радовать: были выбраны наиболее удобные платформы для онлайн-обучения.

Итак, цифровая среда МИЭМ, конечно, имеет свои недостатки, однако она совершенствуется каждый день, а ее разработчики стараются устранять всевозможные неполадки. Пространство онлайн-МИЭМ должно было запуститься намного позже, но из-за внешних обстоятельств приходится решать все проблемы на ходу. Поэтому давайте помогать друг и другу и вместе преодолевать возникшие трудности!

И напоминаем! Возникла сложность, что-то не получается у вас, ваших друзей или преподавателей – обращайтесь в техподдержку!

Выпуск подготовила Валерия Немна (Медиацентр МИЭМ)