Новости и объявления

Дайджест по вопросам дистанционного обучения в МИЭМ. Выпуск 1, часть 1 (вводная)

Уважаемые студенты, преподаватели, сотрудники МИЭМ НИУ ВШЭ!

Коллеги!

Все мы уже третью неделю находимся на самоизоляции, и никто не может сегодня достоверно предположить, сколько она продлится. Дистанционное образование, о неизбежном приходе которого так долго говорили специалисты, нагрянуло настолько внезапно, что сегодня все мы сталкиваемся с множеством новых задач, проблем и даже вызовов, как личных, так и корпоративных.

Именно поэтому принято решение о появлении еженедельного (иногда - чаще) дайджеста, где мы будем собирать воедино всю информацию, полезную и для студентов, и для преподавателей именно в вопросах организации дистанционного образовательного процесса и участия в нем.

Сегодня – о том, что у нас у всех уже есть и работает. Пока еще не всегда хорошо, но это дело времени.

Но сначала – о главном. Стратегия (конкретика в следующем разделе)

Она, в общем-то проста. Дистанционное образование – это вовсе не только техническое обеспечение онлайн-занятий. Для решения такой задачи в современном мире было бы достаточно только взаимодействия студентов и преподавателей.

Дистанционное образование в современном понимании – это единый комплекс технических возможностей, сервисов, платформ и конкретных решений, направленных на то, чтобы сделать учебный процесс удобным и эффективным для всех его участников и во всех формах образовательного взаимодействия. Причем, в режиме онлайн.

Таких форм очень много, они все из привычного нам офлайн-образования: лекции, семинары, практические занятия, лабораторные и контрольные работы, проектная деятельность, защиты, презентации, экзамены… Подобно тому, как привычное нам образование является комплексным процессом, где всё взаимосвязано между собой, дистанционное образование также должно быть комплексным, иначе оно не будет эффективным.

Для каждой такой формы должны существовать свои удобные и продуманные инструменты рабочего онлайн-взаимодействия. Это тоже часть единой задачи.

Есть еще один важный аспект именно дистанционного образования - коммуникация. Предоставить возможности для нее – чаты, собственные кабинеты для видео- и аудио связи участников рабочих групп, проектных команд – еще одна из задач.

И, конечно же, дистанционное образование – это контроль и мониторинг участия, активности и включенности каждого. Иначе это уже не образование.

Комплексное технологическое инфраструктурное решение не может быть разобщенным по разным платформам, сервисам и серверам. Нужно единое технологическое ядро, созданием которого мы активно занимаемся. Оно в целом уже создано. Это если говорить о технической стороне дела.

Но если шире, то единое ядро – это еще и единая общенческая среда, необходимая для решения задач, которые стоят не только перед дистанционным образованием, но и современным образованием как таковым. Инженерное дело – всегда командное. В нем что-то получается только сообща. МИЭМ – большой и сложный организм, в котором есть множество научных и учебных групп, проектных команд, лабораторий, направлений деятельности, самых разнообразных текущих проектов.

Дорогие студенты, ответьте честно на вопрос: хорошо ли вы знаете о том, что происходит за пределами вашей группы, лаборатории? Есть ли у вас персонально какой-то профессиональный диалог вне вашего коллектива? Как правило, нет. Изменить, улучшить нашу общую информационную и коммуникативную среду – наверное, это задача № 1.

При этом, создаваемая среда никак не ограничивает ни преподавателей, ни студентов в выборе платформ и возможностей для онлайн-взаимодействия. Она создается не чтобы ограничить, а чтобы расширить возможности всех участников образовательного процесса.

О конкретных делах – см. часть 2 выпуска 1.

Дайджест по вопросам дистанционного обучения в МИЭМ. Выпуск 1, часть 2 (по существу)

Здесь мы расскажем о том, какие элементы инфраструктуры уже есть и работают. Ими могут пользоваться как преподаватели, так и студенты, имеющие логин @miem.hse.ru.

Читать подробнее»

Утверждено Временное положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ в условиях профилактических мер, связанных с угрозой коронавирусной инфекции

Временное положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в условиях профилактических мер, связанных с угрозой коронавирусной инфекции опубликовано в Справочнике учебного процесса, раздел "Локальные положения и регламенты".

Основные изменения:

  1. По тексту внесены уточнения, что все взаимодействия между студентами и преподавателями (занятия, консультации, апелляции, повторные сдачи экзаменов и элементов контроля) проводятся дистанционно. Соответствующим образом обновлены инструкции по процедурам апелляции, повторной сдачи и т.д. Видеозапись блокирующих устных элементов контроля теперь производится встроенными средствами компьютера (проводит преподаватель, его ассистент или подключенный к экзамену представитель Студсовета)

  2. Блокирующим элементом контроля может быть только экзамен.

  3. В документе закреплена возможность подачи апелляций, различных заявлений, ведомостей по предмету, сканированных копий медицинских справок и языковых сертификатов в электронном виде, по корпоративной почте. Для ряда документов (справки, сертификаты, ведомости) установлено последующее предоставление физических копий.

  4. Закрепляется возможность изменить формулу и внести изменения в формат преподавания дисциплины в условиях самоизоляции, в т.ч. возможно определение площадки взаимодействия по предмету. Изменения необходимо отразить в ПУД и в LMS. Об изменениях студентов необходимо уведомить в течение 10 рабочих дней с начала модуля (до 14 апреля).

  5. Элементы контроля делятся на синхронные (по факту онлайн-занятия) и асинхронные (задания с заранее определенным дедлайном). Для первого типа сохраняются все ограничения обычных экзаменов по продолжительности и времени проведения. Для устных асинхронных элементов контроля вводится ограничение на длительность ответа студента (один час).

  6. Уточнены понятия неявки, явки на синхронные занятия и асинхронные Элементы контроля.


Обращение научного руководителя, директора МИЭМ к студентам в преддверии начала дистанционного образовательного цикла

Уважаемые студенты,

С понедельника дистанционное обучение, на которое мы все были вынуждены перейти, вступает в свою постоянную фазу. Я призываю всех миэмовцев – студентов и преподавателей – одинаково ответственно понимать и принимать сложившуюся ситуацию.

Конечно, и учиться, и учить в сегодняшних условиях труднее, чем в привычных. Однако не мы выбрали эти условия. Эпидемия и карантин выбрали их за нас. Мы все понимаем, что других условий в текущем учебном году уже не будет.

Все мы немного первопроходцы, нам необходимо научиться работать в этих условиях. Обществу, государству очень нужны специалисты-прикладники – инженеры, математики, физики. Но нужны люди профессиональные, способные решать серьезные задачи, которые ставит перед страной сегодняшняя мировая практика.

ИТ, инженерия – та область, где всегда приходится сталкиваться с новыми вызовами. Сегодняшний вызов всему человечеству – экстраординарный. ИТ-специалисты в борьбе с коронавирусом, наряду с вирусологами, эпидемиологами, медиками, представителями многих других профессий находятся в авангарде этой борьбы. А настоящий борец – тот, кто готов работать и достигать своих целей даже в самых непредвиденных и трудных условиях. Для вас сегодня главный труд - в первую очередь качественное получение высшего образования.

Позволю себе отвлеченный пример, связанный с шоссейными гонками велосипедистов: когда на дороге образуется завал (массовое падение участников, сопровождающееся порой тяжелыми травмами), великие гонщики увеличивают скорость. Потому что знают, что большинство инстинктивно в этот момент замедляют ход.

Не «замедляйте ход», ребята, потому что сегодня проблемы есть у всех студентов в мире.

И еще. Ситуацию выбирали не мы. Есть трудности и методолгические (никто в мире не умеет полноценно учить онлайн, нам вместе предстоит первыми пройти этот путь), и технологические (несовершенная интернет-инфраструктура, неотлаженные инструменты обучения). Будьте терпеливы и упорны. А преподаватели, поверьте, постараются Вам помочь.

Удачи,

Е.А. Крук

Распоряжение научного руководителя, и.о. директора МИЭМ НИУ ВШЭ Крука Е.А. в связи с началом нового образовательного цикла

Распоряжение научного руководителя, и.о. директора МИЭМ НИУ ВШЭ Крука Е.А. № 2.15-05/0304-01 от 03 апреля 2020 года

1. Сформировать УМК по каждому предмету (минимальный состав - презентации лекций, задания для самостоятельной работы, тесты или контрольные задания, ссылки на литературу) в соответствии с ПУД. Материалы должны быть выложены в среде Classroom с аккаунта miem.hse.ru. Ответственные: ППС.

2. Материалы 4 модуля 19/20 учебного года выкладываются не позднее чем за день до проведения занятия. Материалы 1 и 2 -го модулей должны быть подготовлены к 1 сентября 2020 года. Материалы 3 модуля - к 15 декабря 2020 года. Ответственные: ППС.

3. Ссылки для онлайн доступа на занятия должны быть предоставлены в Учебный офис не позднее чем за день до проведения занятий.

Занятия, проводимые в Meet.miem.hse.ru по ссылкам, указанным в расписании РУЗ будут записываться и публиковаться в соответствующих курсах Classroom автоматически. Ответственные: ППС.

4. Должна быть обеспечена запись проводимого занятия, ссылка на запись должна быть выложена в Classroom после окончания занятия.

Занятия, проводимые в Meet.miem.hse.ru по ссылкам, указанным в расписании РУЗ будут записываться и публиковаться в соответствующих курсах Classroom автоматически. Ответственные: ППС.

5. Провести мониторинг имеющихся в среде Classroom материалов. Ответственные: А.В. Белов, Б.Г. Львов, В.А. Старых.

6. Провести мониторинг полноты и соответствия размещаемых материалов по дисциплине ПУДу. Ответственные: ак.руководители

7. Провести опрос студентов по вопросам доступности и качества имеющихся в доступе каналов связи. Ответственный: Г.А. Смирнова.

8. Создать на сайте МИЭМ раздел “Цифровой МИЭМ”. Подготовить и разместить на сайте МИЭМ инструкции по работе в цифровой среде МИЭМ. Обеспечить техническую поддержку работы в онлайн формате. Ответственные: Д.А. Королев, А.А. Овчинников.

9. Изучить возможность автоматического переноса материалов курсов из LMS НИУ ВШЭ в Classroom. Ответственный: Д.А. Королев

Порядок организации и проведения дистанционного обучения

В соответствии с приказом ректора Об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции и распоряжением и.о директора, научного руководителя МИЭМ НИУ ВШЭ в МИЭМ НИУ ВШЭ введен следующий порядок организации и проведения дистанционного обучения:

  1. Для проведения дистанционного обучения используются виртуальные аудитории в видеочате, развёрнутом в МИЭМ НИУ ВШЭ. Ссылки на виртуальные аудитории размещены в РУЗе. Например, для проведения занятий в аудитории 123 преподавателю и студентам нужно пройти по ссылке https://meet.miem.hse.ru/123

  2. Если преподаватель использует иные сервисы для проведения онлайн-занятий, необходимо за 24 часа до начала занятий прислать в Диспетчерскую службу МИЭМ (MIEM_shedule@hse.ru) ссылку на интернет ресурс для размещения в РУЗе.

  3. Материалы всех курсов 4 модуля должны быть опубликованы в LMS Classroom (https://classroom.google.com). Вход в LMS Classroom необходимо производить используя учетную запись домена @miem.hse.ru.

  4. Для поддержки общения в асинхронном режиме необходимо использовать ленту курса в Classroom и чат МИЭМ (https://chat.miem.hse.ru).

  5. С 1 апреля будет проводиться централизованный мониторинг соблюдения расписания проводимых онлайн занятий.

  6. Основные инструкции по работе с онлайн-системами МИЭМ НИУ ВШЭ представлены на сайте info.miem.hse.ru. По вопросам технической поддержки использования онлайн-сервисов МИЭМ необходимо обращаться по адресу (support@miem.hse.ru)

Приказ Об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой коронавирусной инфекции

Распоряжение и.о директора, научного руководителя МИЭМ НИУ ВШЭ

Carousel imageCarousel image

Запись лекций и проведение занятий по видеосвязи

В видеостудии медиацентра МИЭМ в ауд. 505 началась запись лекций и проведение занятий по видеосвязи. Студия работает с полностью дистанционным обслуживанием.

Преподаватели могут записываться на проведение занятий на сайте info.miem.hse.ru. К услугам преподавателей удаленная режиссура записи, монтаж в реальном времени, "зеленая комната", позволяющая комбинировать презентацию и изображение с камеры.

Съёмочная студия оборудована планшетом, что позволяет писать на экране от руки.

Входная дверь оборудована электронным замком, которой открывается по пропуску на запланированное для записи время.

Также готовы к работе и уже доступны для полностью автоматической записи пять аудиторий: 504, 305, 306, 307, 308, а также зал в коворкинге на -1 этаже. Преподаватели могут прийти и прочитать лекцию в согласованное время, запись лекции будет автоматически опубликована в LMS Google Classroom на их курсе. На сайте вы найдете информацию для желающих записать лекцию в аудитории.

Многие технические решения, позволившие быстро запустить эти и другие инструменты для поддержки онлайн обучения, были созданы в рамках проектной деятельности в МИЭМ.

Защиты проектов МИЭМ НИУ ВШЭ 2019/2020 учебного года пройдут в онлайн режиме!

Уважаемые руководители проектных направлений/проектов, члены проектных команд и все, имеющие отношение к проектной деятельности МИЭМ НИУ ВШЭ!

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Российской федерации, руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и нормативной документацией НИУ ВШЭ, защиты проектов, как и все процессы обучения в этот период, будут проходить в удаленном (онлайн) режиме.

Для успешного прохождения этапа защиты проектов проектным командам необходимо:

  1. Обеспечить полную готовность к защите проектов не позднее 06.04.2020 года.

  2. В случае невозможности своевременного обеспечение готовности проекта, руководитель проекта не позднее конца дня 06 апреля должен представить в Проектный офис посредством электронной почты miem.projects@hse.ru (с обязательной копией в адрес mchuyashkin@hse.ru) скан-копию служебной записки на имя руководителя МИЭМ НИУ ВШЭ с описанием причин, по которым проект не может быть выполнен в установленные сроки. Оригинал служебной записки необходимо будет представить в Проектный офис после нормализации ситуации и возобновления работы НИУ ВШЭ в штатном режиме.

  3. Всю отчетную документацию по проектам в виде ссылок на гугл.документы, сформированные в среде @miem.hse.ru, необходимо загрузить в личный кабинет проекта на портале cabinet.miem.hse.ru не позднее 10 апреля 2020 года.

  4. После получения данных и документации по проектам Проектный офис совместно с Учебным офисом сформируют график онлайн защиты проектов. Информация о защитах в онлайн режиме будет размещена на порталах МИЭМ НИУ ВШЭ и Проектного офиса, а также разослана посредством электронной почты всем, кто задействован в проектной деятельности МИЭМ НИУ ВШЭ текущего учебного года.

В случае возникновения вопросов обращайтесь в Проектный офис, email: miem.projects@hse.ru.

Мониторинг готовности студентов МИЭМ для дистанционного обучения в 4 модуле 2019/2020 уч.г.

Уважаемые студенты!

Просим вас ответить на несколько вопросов, чтобы мы могли понять, насколько вы адаптировались к изменившимся условиям обучения, а также какие трудности у вас при этом возникли.

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeKKVSI_b36i8IKOlDczDDOq294n4BO-J80lTmGRSGlsaX60g/viewform