Частые вопросы

Есть где-нибудь инструкции к онлайн-сервисам МИЭМ?

На этом сайте есть раздел Онлайн-ресурсы, там вы найдете инструкции по использованию сервисов для обучения.


Как общаться со студентами в LMS?

  • В LMS Classroom вы можете давать объявления и отвечать на комментарии в Ленте курса.

  • Вы также можете комментировать материалы, опубликованные в разделе Задания.

  • Кроме того, вы можете зайти в раздел Пользователи и лично отправить письмо (e-mail) учащемуся из списка слушателей курса.

Подробнее про работу в LMS Classroom.

Как общаться со студентами в чате своей дисциплины?

  • Для каждой учебной дисциплины, каждого проекта и учебной группы автоматически создаются каналы в чате МИЭМ (подробнее о сервисе).

  • В каждом канале можно создавать темы, в которых размещаются сообщения. Это позволяет вести несколько параллельных бесед в одном канале.

  • Вы можете скопировать ссылку на сообщение, чтобы поделиться ей в любом месте (LMS, email, ...).

  • Если пользователь хотя бы раз заходил в чат, то сообщения, в которых он упомянут, будут приходить пользователю на почту @miem.hse.ru

  • Вы можете поддерживать курс за пределами канала вашего курса. Например, в тематических каналах (по интересам) или в каналах проектов, где возникают профильные вопросы (например, ваши студенты могут позвать вас для консультации).

  • Анонсируйте темы лекций и онлайн-собраний.

  • Чтобы оповестить всех пользователей канала (им придут уведомления), в сообщении напишите @stream, а чтобы упомянуть кого-то лично, пишите @имя фамилия (сработает автоподстановка имени).

  • Чтобы сослаться на канал в чате, начните писать его название с #название канала: сработает автоподстановка и это название станет ссылкой.


Как организовать видеоконференцию для группы?

Для видеоконференций мы предлагаем использовать сервис meet.miem.hse.ru (подробнее -- здесь).

  1. Занятия по расписанию в РУЗ будут содержать ссылки на этот сервис. Занятия, проводимые по расписанию, будут записываться и записи автоматически выкладываться в соответствующий курс в Classroom.

  2. Здесь не нужно "создавать комнаты". Любая допустимая в адресе комбинация символов после имени сервера -- это название комнаты. https://meet.miem.hse.ru/any-symbols

  3. В чат МИЭМ (подробнее -- здесь) под полем ввода сообщений есть значок с видеокамерой. Если нажать на него, то появится ссылка на комнату -- удобно для видеовстреч вне расписания.

  4. Для назначения встреч (если это не занятия по расписанию, а, например, совещания) используйте календарь: если туда поместить ссылку, добавить группу (по названию), то все участники группы получат приглашение и смогут ответить, придут ли они на видеовстречу.

При одновременном подключении более 5-8 участников отключайте видеоизображение и звук, если не выступаете. Сам сервис не ограничивает количество подключений, но при большом их количестве нагрузка на браузер каждого участника растет.

Сервис не предназначен для проведения потоковых лекций! И их не предполагается проводить в потоковом формате.

Как зачесть работу на семинаре/практике в LMS?

Создавайте в Classroom тесты или задания, открывайте их во время занятий. Ответы будут собираться сразу в журнал оценок. О том, как это делается, прочитайте здесь.

Как студенты могут дистанционно защищать свои решения?

  1. Предложите студентам сделать скринкаст своей защиты (например, здесь),

  2. Примите ссылки в форме в Classroom, там же примите ссылки на их код или отчеты (подробнее...)

  3. Если хотите пообщаться с авторами отчетов, назначьте видеовстречи (подробнее...).

  4. Чтобы проводить индивидуальные видеовстречи последовательно, назначьте определенный диапазон времени (или используйте время по расписанию), а конкретных студентов приглашайте через чат (Чат МИЭМ)

Удаленная работа с лабораторным оборудованием все-таки возможна?

Да, но не все лабораторные работы можно так провести.

У нас есть примеры работ, где не только удаленно доступно лабораторное оборудование, но и работы проверяются автоматически. Это возможно с сетевым оборудованием, не требующим присутствия на месте его размещения. Подробнее...

Как позвать группу в указанное время на видеовстречу или в чат?

  • Зайдите в календарь с аккаунта @miem.hse.ru

  • Создайте событие в нужное вам время, назовите это событие (например: Матанализ, ПЗ, БИВ191)

  • В поле гости напишите название группы (например: БИВ191). Из списка вариантов выберите нужную группу.

  • Сохраните событие, согласитесь с предложением разослать приглашения.

  • Если понадобится перенести занятие, просто отредактируйте время и при сохранении согласитесь с повторной рассылкой.

Как организовать очередь при сдаче экзамена / защите лабораторной?

Вы можете использовать видеочат для общения со студентами (персонального или по бригадам, если это лабораторная работа) и чат, чтобы приглашать следующих.

  • Заблаговременно студенты записываются на экзамен в форме, которую в LMS Classroom публикует преподаватель. Из формы создаётся таблица. Эта таблица публикуется там же в LMS. В указанной там последовательности студенты будут приглашаться на экзамен. Если экзамен проводится по группам/дням, то форма копируется для каждой группы, чтобы не смешивались группы/дни.

  • В указанное в расписании время преподаватель заходит в видеочат. Если это экзамен, то адрес видеочата будет в расписании.

  • Преподаватель или ассистент приглашает следующего в комнату в чате в канале своей дисциплины, называет, кому готовиться далее. Также, можно отмечать следующих приглашаемых цветом в таблице -- изменения сразу отображаются для всех, у кого она открыта.

Если преподаватель может точно спрогнозировать время начала/конца каждой защиты, то можно приглашать через календарь, приглашая поименно нужных студентов. Они получат уведомления. Этот способ более подходит для длительных и немногочисленных консультаций, чем для обычных экзаменов или защит работ.

Как организовать распределенную работу экзаменационной комиссии?


Создание видеолекций

Как записать скринкаст?

  • Вы можете использовать любой онлайн-сервис или приложение, если уже имеете свои предпочтения.

  • Простой в использовании сервис в виде плагина для браузера -- Loom. Подробнее о его использовании -- здесь. Вы получаете ссылку на запись в облаке, ее можно прикрепить к LMS. Сервис позволяет отрезать лишнее в записи.

В чем специфика онлайн-лекции?

Подобно тому как кино и театр -- это разные виды искусства, так лекция и видеолекция - разные способы подачи информации. Есть несколько простых правил, которые позволят удержать внимание зрителей:

  • Делите видеолекцию на короткие фрагменты. Один фрагмент = одна мысль, короткая тема.

  • Желательно, чтобы после каждого фрагмента можно было задать вопрос(ы) на понимание. Не сложную задачу, требующую вычислений, а вопрос в виде теста. Это помогает удерживать внимание.

  • Во время аудиторных занятий есть отрезок времени, в который нужно уместить тему. В записи таких ограничений нет -- лекция может быть короче или длиннее. Такой, какой ей нужно быть, чтобы раскрыть тему.

  • В видеоформате материал очной лекции обычно занимает меньше времени. В видеозаписи нет смысла тянуть время, у зрителя есть возможность поставить на паузу или отмотать назад, если он что-то пропустил.

  • Рекомендуется, чтобы в кадре было видео с преподавателем. Опросы онлайн-учащихся, проходящих онлайн-курсы по собственному желанию, подтверждают, что рекомендации справедливы. Присутствие в кадре может быть как "с веб-камеры на скринкасте", так и полноценно -- рядом или поверх презентации при съёмке в студии на хромакее.

  • Мелкий текст плохо читается в аудитории, а с экрана -- тем более. Часто лекции смотрят с мобильного телефона в транспорте. Берегите зрение студентов. Не используйте шрифт с засечками для презентаций.

Я не хочу заниматься монтажом!

Мы вам поможем!

  • Медиацентр МИЭМ поможет придать записи вашей лекции завершенный вид. Подрежем, склеим, загрузим. Обратитесь к нам, если у вас уже есть видеозапись или вы только собираетесь её сделать -- дома или в нашей студии.

  • Если вы записали скринкаст, как мы советовали в Loom, то отрезать ненужное можно там же. Вы сразу получаете ссылку на видео, которую можно поместить в Classroom. Никаких дополнительных инструментов вам не потребуется.

Можно ли использовать GoogleDrive?

  • Каждый аккаунт @miem.hse.ru имеет доступ в безлимитный диск (GoogleDrive)

  • Ваши курсы в LMS Classroom складывают материалы курса в папку /Classroom/название_курса на вашем GoogleDrive.

  • Если вы загружаете материал в курс, он размещается в папке курса на вашем диске.

  • Вы можете самостоятельно положить любые материалы в папку курса и поставить ссылку на них из LMS или других сервисов (чат, почта, ...).

Видеозаписи проигрываются из интерфейса GoogleDrive, поэтому вы можете ими пользоваться, как если бы они брались с Youtube. Единственное, что в формы вставлять видео (чтобы прямо в форме показывался плеер) получается только с Youtube.

Можно ли обойтись без возни с видеофайлами?

Запись, нарезка, сжатие, выгрузка, ссылки -- это интересно, но не когда вы просто хотели записать лекцию. Чтобы не связываться с видеопроизводством самим, предлагаем вам три варианта:

  • Если хотите записать лекцию самостоятельно, то используйте облачные сервисы записи скринкастов. Например, Loom для записи экрана и веб-камеры. Запись создаётся в облаке, там ее можно подрезать, если нужно, и получить ссылку. Ссылку публикуете в LMS.

  • Использовать помещения МИЭМ, оборудованные видеокомплексами. Там запись ведется полностью автоматически и так же автоматически публикуется в LMS Classroom. Не забудьте, что вся автоматика работает при условии, что вы запишетесь в календарь и вовремя начнете/закончите свою лекцию. Запись обеспечивает Облачный видеорекордер. Как записать лекцию в аудиториях МИЭМ, читайте на странице Видеозалы.

  • Записать лекцию в видеостудии Медиацентра МИЭМ (к. 505). Здесь работает "зеленая комната", с вами будет работать режиссер (удаленно). Этот способ записи лекции даёт наиболее качественный результат и хорошо подходит для создания своего онлайн курса. То есть так вы лекцию записываете с заделом на будущее.

Как создавать материалы и тесты в Google Classroom?

  • Изучите этот раздел на нашем сайте. Это несложно, пока вас устраивают варианты "выбор из списка" или "ввод значения" с автоматической проверкой, или свободный ответ с ручной проверкой.

  • Для более сложных случаев используются грейдеры. Это самописные программы для проверки ответов или выполнения программ/команд студентов на внешних серверах или оборудовании. Подробнее...

Как прикрепить видео в Classroom?

  • По ссылке. Вы можете вставить ссылку на видеозапись на GoogleDrive или Youtube.

  • Если вы хотите вставить видео в форму с тестом, чтобы оно показывалось прямо в форме, то там принимаются ссылки только на Youtube.

Можете прочитать о добавлении материалов и заданий в LMS Classroom.

Ведение занятий онлайн

Как общаться со студентами в Classroom?

  • В ленте курса можно писать сообщения и комментировать их. Оповещения будут приходить всем подписчикам.

  • Вы можете отправить личное сообщение по электронной почте конкретному студенту, зайдя на вкладку "Пользователи": у каждого пользователя справа есть кнопка меню, там "отправить письмо учащемуся". Если зайти в профиль пользователя, то там вверху справа будет кнопка с конвертом -- это тоже отправка сообщения по электронной почте. Но то же самое вы можете сделать из почты: имена пользователей подставляются автоматически, если вы пишете с адреса @miem.hse.ru.

Подробнее прочитайте здесь.

Как общаться со студентами в чате Zulip?

Для каждой учебной и проектной группы, для каждой дисциплины автоматически создаются каналы в чате МИЭМ.

В эти каналы автоматически подписываются все, кому там положено быть -- учебные группы по данным учебного офиса, проектные группы по данным проектного офиса, каналы дисциплин по данным АСАВ/РУЗ. Помимо студентов, на каналы своих дисциплин и проектов автоматически подписываются также и ведущие преподаватели и руководители проектов/направлений.

То есть, вы можете написать в канал группы БИВ191 и сообщение увидят в чате (и получат на электронную почту, если сразу не открыли в чате) все студенты этой группы, за исключением тех, кто ни разу не заходил в чат.

Если вы впервые зашли в чат, то подписка сработает через некоторое время, не удивляйтесь, что сразу вы не видите свои каналы. Вы можете подписаться на них вручную, выбрав каналы из доступных.


Как общаться со студентами в электронной почте МИЭМ?

Для каждой учебной и проектной группы, для каждой дисциплины автоматически группы. вы можете их найти в Google Groups.

В эти группы автоматически подписываются все, кому там положено быть -- учебные группы по данным учебного офиса, проектные группы по данным проектного офиса, каналы дисциплин по данным АСАВ/РУЗ. Помимо студентов, на каналы своих дисциплин и проектов автоматически подписываются также и ведущие преподаватели и руководители проектов/направлений.

Вы можете написать в группу БИВ131 (такой нет, не пишите туда) письмо, используя адрес biv131@miem.hse.ru и это письмо получат все студенты этой группы. Аналогично можно писать командам и руководителям проектов: письмо на 19901@miem.hse.ru получит вся команда и руководитель проекта 19901 (такого тоже нет, не пишите туда).

Из интерфейса Google Groups можно видеть все сообщения в группе. Но это довольно архаичный способ общения, мы настоятельно советуем использовать чат.

Как не отвечать на одни и те же вопросы много раз?

  • Максимально четко формулируйте требования в правилах курса (в точном соответствии с ПУД).

  • Объявления по курсу лучше размещать в ленте курса в Classroom.

  • Если переписываться в личных сообщениях (в чате, с соцсетях, в почте), то вопросы от разных студентов будут повторяться. Используйте каналы ваших дисциплин и проектов в чате МИЭМ, тогда остальные тоже увидят ваши ответы.

  • Если вы ведете свой курс в канале в чате, то при возникновении любых споров и недопониманий всегда можно сослаться на сообщения. Каждое сообщение имеет прямую ссылку.
    Это делает вашу работу прозрачнее, а для студентов -- понятнее. В том числе, для администрации МИЭМ (департаментов, учебного офиса и других ваших коллег, которые вынуждены разбираться с красными кнопками). Поэтому не ведем курсы в сторонних чатиках (почему ещё).

Я не люблю печатать. Как поговорить со студентами?

  • Если проблема только в наборе текстов, то все современные операционные системы имеют довольно качественный голосовой ввод. В таком случае, вам останется продиктовать и исправить возможные ошибки распознавания. Даже пунктуацию голосовой ввод воспринимает, если явно указывать, что нужно поставить запятую или вопросительный знак.

  • Записывайте скринкасты с пояснениями, выкладывайте их в LMS. Или просто снимайте на мобильный телефон.

  • Для консультаций используйте видеочат. Не обязательно по расписанию. Вы можете общаться в любое время в любой произвольной комнате. Например, в чате МИЭМ под окном сообщения есть кнопка, которая вставляет в сообщение ссылку с длинным номером комнаты, чтобы случайно не совпасть с кем-то другим по тому же адресу. Это удобный инструмент и для личного, и для группового общения, так можно проводить совещания, в т.ч. спонтанные, в т.ч. с мобильного телефона по сотовой связи.

Подключение к miem.hse.ru и использование онлайн сервисов

У меня нет логина/пароля к аккаунту МИЭМ (miem.hse.ru). Что делать?

Обратитесь в техподдержку.

  • Скорее всего, нам придется сбросить ваш пароль. В этом случае вам будет выслана ссылка для изменения пароля.

  • Мы высылаем ссылки только на корпоративные адреса (@hse.ru - для сотрудников или @edu.hse.ru - для студентов), поэтому напишите свой запрос с корпоративного адреса.

  • Ссылка действительна в течение 48 часов после получения письма. Если вы не измените пароль в течение этого времени, вам придется снова обращаться в техподдержку.

  • Иногда письма со ссылками для изменения пароля попадают в папку "Спам", поэтому если вы не нашли письмо во входящих, проверьте папку "Спам".

  • Если вы не знаете, есть ли у вас аккаунт miem.hse.ru, укажите это в письме. Мы проверим, есть ли вы в базе данных пользователей, и в случае необходимости создадим вам аккаунт.

У меня есть логин МИЭМ, а что с ним делать?

  • Если вы не знаете свой пароль, прочитайте ответ на предыдущий вопрос.

  • Если вы знаете свой пароль, вы можете зайти в свою учетную запись как в обычный аккаунт Google, например, на drive.google.com.

  • С этим аккаунтом вам доступен полный набор приложений Google, включая электронную почту и безлимитный GoogleDrive.

  • Вход во все цифровые сервисы МИЭМ должен осуществляться только с этим аккаунтом. Во все эти сервисы можно войти из личного кабинета . Узнать подробнее про личный кабинет и про все доступные с этим аккаунтом сервисы вы можете на нашем сайте .

Проектная работа

Я никогда не пользовался Trello, а он нужен для проекта...

Отличный инструмент для управления проектами! Почитайте подробнее про особенности ведения проектов и отчетности в МИЭМ с использованием Trello.

Я руководитель проекта. Все ли сервисы у меня настроены правильно?

  • Зайдите в Trello, там вы должны увидеть доску своего проекта, доска располагается в команде (вашей или вашего руководителя направления).

  • Вы должны быть администратором на доске своего проекта.

  • Зайдите в личный кабинет. Убедитесь, что вы видите всех участников своего проекта и можете редактировать текстовые поля в описании проекта. Ваше имя должно быть указано в поле руководителя проекта. Если в Trello есть карточки и в них зачтены часы, то в личном кабинете вы увидите список последних карточек и зачтенные часы по исполнителям.

  • Зайдите в чат МИЭМ, там вам должен быть виден канал вашего проекта. Если вы впервые зашли в чат, подождите 15 минут.

  • О работе с git читайте здесь.

Я участник проекта. Все ли сервисы у меня настроены правильно?

  • Зайдите в Trello, там вы должны увидеть доску своего проекта, доска располагается в команде (вашего руководителя или руководителя направления).

  • Зайдите в личный кабинет. Убедитесь, что вы есть в участниках команды.
    Если в Trello есть карточки и в них зачтены часы, то в личном кабинете вы увидите список последних карточек и зачтенные часы по исполнителям.

  • Зайдите в чат МИЭМ, там вам должен быть виден канал вашего проекта. Если вы впервые зашли в чат, подождите 15 минут.

  • О работе с git читайте здесь.

Отчетность по циклам для руководителей проектов

Каждый цикл начинается с планирования работ на четыре недели, заканчивается решением о зачете цикла и отзывами участникам (руководитель - исполнителям, исполнители - руководителю) проекта по окончании четырех недель. Вся отчетность ведется в Trello путем общения с чат-ботом, который в нужное время создаёт карточки для отчетности, а информацию из них передаёт в личный кабинет.

Читайте подробнее на странице о трекере Trello.

Отчетность по циклам для участников проектов

После окончания каждого цикла в Trello появляются карточки, назначенные персонально каждому участнику проекта и руководителю. Участникам нужно дать ответ на два вопроса:

  • Будете ли вы продолжать работу в этом проекте с этим руководителем?

  • Развернутый комментарий (необязательно).

Что такое команды, доски, направления и проекты?

  • Доска -- термин из Trello: доска выделяется для каждого проекта. В каждую доску приглашаются участники проекта, а также руководитель проекта и руководитель направления в роли администраторов.

  • Команда -- это термин из Trello: группа досок в трекере. В команды объединяются проекты одного направления.

  • Направление -- это группа проектов, близких по тематике или организационному построению (одна лаборатория, один крупный проект, разделенный на несколько подпроектов) или просто проекты, которые курирует один руководитель направления, решая организационные вопросы.

  • Проект -- зарегистрированный в Проектном офисе МИЭМ проект, включающий руководителя проекта, руководителя направления и команду.

Подробнее о проектной модели в МИЭМ читайте в разделе Проекты (будет опубликован позднее)